Vovchenya

Молиться на горы

Немного о религии алтайцев



Алтаец средних лет сидит на бревне возле костра и пьет предложеный ему цикорий.

-- ты тоже молишься этому который на кресте? - спрашивает он
-- угу
-- а я вот не понимаю, как ему можно молиться, человеку тому на кресте. Это ж человек. Вот горам да. Горам можно. Вышел на перевал, посмотрел на горы, помолился. Это я понимаю. Мы горам молимся. Мы человеку не молимся.
-- а где вам больше всего в горах нравится
-- Софийский ледник нравится, Талдуринский ледник нравиться. А тут не нравится (речь идет о Карагеме). Тут лес. Тут гор не видно. Вот посмотри, что ты видишь? Ничего не видишь. Только деревья. Гор не видно. А там простор, там видно...
...
-- А у вас шаманы в селе есть?
-- есть, а как же. В каждом селе есть
-- и люди к ним ходят...
-- конечно ходят ..., но правда лечиться в больницу ходят (смеется), больница у нас хорошая ... а в остальном к шаману ходят. Шаман все



ЗЫ: религия алтайцев это шаманизм. По представлениям алтайцев, видимый мир делится на три сферы: небесную, земную и подземную. Во главе пантеона божеств стоят два брата - Ульгень (владыка верхнего мира) и Эрлик (правитель мира подземного). При этом представление о нижнем и верхнем мирах не связано с противостоянием добра и зла. Просто мир так устроен.

Кроме этого алтайцы поклоняются духам гор. Духи эти не имеют никакого отношения ни к Ульгеню, ни к Эрлику. Духи гор живут не в небесном пространстве, не в нижнем мире, а в той сфере, в которой живет сам человек.
У каждой горы есть свой дух (хозяин), а название ее - его имя. Таким образом горы для алтайцев не только живые существа, но и божества, которым алтайцы молятся, как существам, способным проявлять свой гнев, посылать милость и отвечать на молитвы человека.
Есть определенные правила которых надо придерживаться, чтоб не разгневить хозяина горы. Если человек взошел на гору, он не должен громко кричать, ругаться с кем-нибудь или шуметь. В лесу нельзя вырывать траву (это волосы земли), рубить молодые деревья без крайней необходимости.
Хозяином же всех горных вершин и всего Алтая считается дух — Алтай-ээзи. Дух Алтая всемогущ и милостив к людям. Но, как и все иные духи, он может наказать человека.

Еще одна традиция алтайцев связана с "турами" на перевалах. Почти на каждом перевале алтайцы набрасывают кучу камней. У них это называется «обоо». Проезжая через перевал охотник или путник должен оставить камень или пулю, поклоняясь местному духу — хозяину. На избранное дерево, соседствующее с «обоо», вешают ленты. Под такими деревьями и на «обоо» бросают монеты. Такие "обоо" и деревья с лентами можно повсемесно встретить на Алтае.

Немного о шаманизме и его представлении о мире


Создан 15 авг 2009



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником